pnevmoЗаконодателями «моды» на интеллектуальные подвески стали конструкторы Citroen, впервые использовавшие гидропневматические упругие элементы в модели DC-19. В верхней части ее стоек вместо пружин установлена сфера, которая внутри разделена мембраной на две части. Вверху находится сжатый газ, а внизу – жидкость. Камера со сжатым газом работает как пневматический упругий элемент, а жидкость служит для передачи усилия к мембране. Клапаны в гидравлической части позволяют реализовать функции амортизатора. Кроме высокой плавности хода, подвеска обеспечивает изменение клиренса автомобиля на ходу. В современном исполнении французская подвеска носит имя Hydractive 3. Благодаря ей кузов находится в постоянном положении не только при движении по неровной дороге, но и во время разгонов и торможений. Электронный блок управления обрабатывает сигналы ряда датчиков, предоставляющих данные о скорости движения автомобиля, положении педали акселератора, угле поворота руля, положении кузова, частоте колебаний подвески. Анализируется даже скорость вращения руля и нажатия педалей. Учитывается также заданный водителем режим («комфорт» или «спорт»). В комфортном режиме кроме двух сфер на стойках подвески работает дополнительная третья сфера, связанная трубопроводами через клапаны со стойками. При переходе в режим «спорт» управляющий клапан при помощи золотника «отсекает» третий упругий элемент с амортизационными клапанами от общей системы, за счет чего жесткость подвески повышается. Но использование единой гидравлической системы для стоек подвески, тормозной системы и даже гидроусилителя руля приводит к тому, что утечка в любом из контуров выводит из строя всю гидравлику.
Пневматические подвески в начале этого века начали использовать изготовители легковых автомобилей (Mercedes, Volkswagen, Audi, Jaguar и др.). Хотя отдельные производители (Volkswagen) называют их гидропневматическими, по сути это подвески с пневматическим упругим элементом в сочетании с гидравлическими амортизаторами. При переезде неровностей пневматическая камера, являющаяся упругим элементом, поглощает энергию удара, а гидравлический амортизатор гасит возникающие при этом колебания. В пневмогидравлической подвеске Volkswagen Phaeton и Passat B6 (как опция) пневматическая камера установлена в верхней части стойки, а под ней находится гидравлический амортизатор. Система Automatic Level Control, регулируя давление в пневмокамере, обеспечивает поддержание заданного положения кузова относительно дороги. Интересная особенность этой системы (на модели Passat B6) – использование энергии колебаний кузова относительно рычага подвески для подкачки пневматических баллонов. В системе Airmatic (Mercedes) в передней подвеске пневматическая камера и амортизатор тоже объединены в единую конструкцию. Пневматическая камера расположена в верхней части амортизационной стойки. В задней подвеске пневматический элемент и амортизатор тоже разделены. Подвеска обеспечивает поддержание положения кузова относительно дороги и изменение клиренса в случае необходимости. Система управления подвеской автоматически опускает кузов на определенную величину при достижении заданной скорости, что позволяет улучшить аэродинамику и устойчивость. При снижении скорости до установленного значения кузов возвращается в прежнее положение. У водителя есть возможность дополнительно поднять его (у R-Klasse – на 50 мм) в случае необходимости. Пневматические упругие элементы позволяют повысить комфорт водителя и пассажиров, так как пневмопружина легче сжимается на небольших неровностях. Микропроцессорные системы управления и различных датчиков (положения кузова, вертикальных и боковых ускорений) дают возможность изменять жесткость упругих элементов во время движения, изменяя давление в пневмокамере.